[sape_tizer]

ВСЕ ДЛЯ ДОМА

ВСЕ ДЛЯ ДОМА

Петер Беренс: биография и работы первого промышленного дизайнера

Петер Беренс: биография и работы первого промышленного дизайнера

Петер Беренс – первый промышленный дизайнер, один из крупнейших немецких художников и архитекторов. Он является основоположником промышленного дизайна современности. Также он был одним из основателей германского Веркбунда и мюнхенского Сецессиона. Большую известность Беренс получил в качестве представителя архитектуры функционализма. Он был сторонником преобразований и использования новых технологий, конструкций и материалов, например, стекла или стали.

петер беренс

Биография

Петер Беренс родился в Габсбурге в 1868 году. Живописи он учился в художественных школах Дюссельдорфа и Карлсруэ. Если посмотреть на его ранние работы Петера Беренса, станет ясно, что он с самого начала был приверженцем модерна (в Германии – югендстиль). В 1897 году он посетил Италию, и после возвращения стал одним из организаторов мюнхенских объединенных мастерских. Спустя год Беренс стал заниматься формообразованием промпродукции, и в этом же году его пригласили в Дармштадт. Там архитектор построил свой дом. Он не только сам спроектировал конструкцию, но и разработал все элементы интерьера, вплоть до кухонных ножей. Этот дом является примером симбиоза искусства и ремесла, в нем просматривается не только влияние югендстиля, но и индивидуальный стиль Петера Беренса, который ярче всего проявится в поздних работах.

Как выглядит дом Беренса, можно увидеть на фото.

петер беренс работы

Карьера

В 1902 году проходит первая международная выставка в Турине. Архитектор разрабатывает дизайн для немецкой экспозиции, где воспроизводится фирменный стиль Петера Беренса, получивший название “стиль Заратустры”.

Следующие четыре года Беренс возглавляет дюссельдорфскую художественную школу. В 1906 году его приглашают занять пост художественного директора концерна AEG, с которым ранее работали Ото Экманн и Адольф Мессель. Беренс разработал фирменный стиль компании, который распространялся не только на рекламу и продукцию, но и на дизайн производственных помещений и квартир рабочих. Разнообразная продукция была подчинена единому принципу стилеобразования, который основывался на повторах определенных геометрических элементов: кругов, овалов, шестигранников. Истоком формообразования стали утилитарные инженерные формы, которые Беренс гармонизировал и привел к определенным пропорциям и ритму. Он исключил всю орнаментацию и традиционные формы.

петер беренс первый промышленный дизайнер

Архитектура Петера Беренса – это новый способ преобразования технических требований в творческие решения. Его художественному таланту не помешали даже узкие рамки, которые представляет промышленность и техника. Работа архитектора и художника в AEG стала первым примером фирменного стиля, практика которого получила впоследствии большое распространение и теперь является одним из главных инструментов деятельности дизайнера. Однако помимо всего прочего, Петер Беренс занимался проектированием производственных зданий концерна. В 1909 году был построен турбинный завод, дизайн которого символизировал важность промышленности как части современной жизни. Он стал “храмом индустриальной мощи” и произведением искусства.

петер беренс биография

Промышленность и творчество

Архитектор Петер Беренс развивал идею о том, что принципы построения промышленного здания универсальны. Он использовал это при проектировании представительского здания посольства Германии в Санкт-Петербурге. Корпус располагается на Исакиевской площади и характерен отчужденностью и масштабом. В проектировании интерьеров вестибюля, приемных залов и парадной лестницы Беренс придерживался стиля модернизированной классики.

Монументальность, суровость и аскетизм фасада контрастируют с изяществом отделки внутри здания, с обилием света и роскошью. Мощные потолочные балки и черные колонны в вестибюле напоминают о древнегреческой архитектуре. На втором этаже в парадной анфиладе для разделения залов использованы раздвижные двери, что носит и утилитарный характер: при необходимости несколько залов можно легко объединить в одно помещение. В торжественных случаях Тронный зал, отделанный мрамором, соединяется с Прусским залом. Вход в него зрительно отделяет двухколонный дорический портик. К сожалению, здание посольства не дошло до наших дней в первоначальном варианте. Антигерманские настроения, вспыхнувшие в 1914 году, вылились в большой погром. В результате него Тронный зал был сожжен, многие произведения искусства тоже пострадали, группа скульптур, располагавшихся на крыше здания, была сброшена. Здание посольства – единственная работа Беренса в нашей стране.

беренс петер достопримечательности

Монументальность как стиль

Турбинная фабрика в Берлине, которую спроектировал Петер Беренс, впечатляет своей монументальностью, однако этот эффект достигнут не обилием парадных атрибутов, не массивностью фасада, а именно масштабом всего сооружения, громадными размерами фабрики. Обывателем здание фабрики далеко не сразу воспринимается как технологический объект. Оно несет в себе идею всепобеждающей силы, которая рождается в симбиозе действий человека и машины. Интересен тот факт, что в проекте отсутствовали любые декоративные стилизации, а само здание стало первым в Германии сооружением, построенным из стекла и стали.

На фото – знаменитое здание Турбинного завода, ставшее достопримечательностью. Петер Беренс использовал здесь фирменный стиль, разработанный для компании AEG: нет стандартизированных углов и геометрических форм, однако все элементы носят и утилитарный характер.

Петер Беренс фирменный стиль

Философ искусства

Беренс писал, что монументальное искусство можно назвать важнейшим элементом, отражающим культуру эпохи. Однако, по мнению знаменитого архитектора, монументальность – это далеко не просто пространственное величие. Монументальными вполне могут быть и здания относительно небольших размеров, и неважен тот факт, что они не могут не впечатлять одиночного зрителя. Монументальные произведения должны воздействовать на широкие массы, только тогда их величие проявляется в полной мере.

Также Беренс говорил, что монументальная величавость не выражается материально. Она воздействует на умы людей с помощью средств, которые гораздо глубже. Это пропорции и соблюдение закономерностей, способных проявиться в архитектурных взаимосвязях.

Другие работы

Берлинская фабрика высоких напряжений, здание которой было спроектировано Беренсом в 1910 году, – это выражение четкой организованности сложных конструкций в симметричном построении элементов. Шинелевский классицизм здесь показан более четко, нежели в здании турбинной фабрики. Также к традиционному стилю тяготеет и здание администрации концерна Маннесмана, расположенного в Дюссельдорфе. Он интересен как прообраз типового офиса, который утвердился спустя несколько десятилетий. Сейчас мы можем увидеть его практически в любом современном офисном помещении: это большое помещение с гибкой планировкой, обеспечивающейся за счет множества перемещаемых перегородок.

Фабрика малых моторов, построенная по проекту Беренса в 1912 году, тоже является примером того, как знаменитый архитектор использовал подобный прием. Длинный фасад здания фабрики будто бы разделен вертикальными линиями цилиндрических пилонов, составляющих упрощенный ордер.

Петер Беренс Архитектор

Мировоззрение

На архитектора оказали сильное влияние Первая мировая война и послевоенные годы. Он понимает истинное значение националистического шовинизма и его связь с антидемократическими силами. На волне смятения и разочарованности Беренс сближается с экспрессионистами. Он начинает черпать новый язык выразительности в искажении тех приемов, что были характерны в предвоенные годы для националистического романтизма, однако он не исключает из работы и рациональность организации целого.

Общественная деятельность

Помимо работы над проектами, Петер Беренс возглавлял дюссельдорфскую Художественно-промышленную школу. С 1922 по 1936 г. руководил еще и венской школой архитектуры при Академии изобразительных искусств. Как архитектор он оказал сильное влияние на авангардистов Австрии и Германии. Беренс занимался вопросом рационализации строительства и заложил основы этого направления. Многие из теоретических принципов проектирования, которые разработал Петер Беренс, нашли отражение и продолжение в творчестве его учеников. Этот человек был не только талантливым архитектором, но и хорошим педагогом. В его мастерской побывали Людвиг Мис ван дер Роэ, а также проектировщик немецкого Баухауса Вальтер Гропиус, который с 1938 года был профессором архитектуры в Гарвардском университете. Некоторое время у Беренса учился и Ле Корбюзье.

Заключение

Петер Беренс в своем творчестве всегда больше полагался на расчет, нежели на эмоциональность. Этот архитектор имел дар к созданию гармоничных и функциональных тектонических структур, основанных на технических конструкциях. Главная заслуга Беренса – это внедрение творческих элементов в промышленность. Именно он заложил основы профессии, которая сейчас получила название “дизайнер”. Петер Беренс смог доказать, что промышленные здания могут быть не только утилитарными структурами, но и монументальным, патетическим искусством. Он наглядно показал наличие огромного художественного потенциала, который заключен в приемах формообразования.